Волонтеру о методах работы с паллиативными (тяжелобольными) пациентами

Волонтеру о методах работы с паллиативными (тяжелобольными) пациентами

В современном мире волонтерская деятельность неотделима от паллиативного ухода. Волонтерская деятельность — это безвозмездный труд добровольца, требующий затрат сил и времени, а часто еще и душевных сил.

Деятельность волонтера строится на взаимодействии с медицинским персоналом, социальными службами.

В работе волонтеров с тяжелобольными людьми чаще всего применяются такие методы как анимация, сказкотерапия, pet-терапия.

Анимация-метод разработки и представления специальных программ проведения рабочего времени. Для тяжелобольных людей, утратившим надежду на на выздоровление, анимационные программы включают в себя хобби, входящие в духовную сферу пациента. Аниматор- разработчик индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирующий пациента в многообразии видов полноценного досуга. К аниматорам относят клоунов, актеров, переодетых в персонажей известных мультфильмов и художественных фильмов. Это могут быть пираты, разбойники и др., которые проводят праздники в хосписах и отделениях паллиативной помощи. Это своего рода массовики-затейники, которых нанимают, чтоб никто не скучал. Это нужно тяжелобольным людям, которые потеряли надежду на выздоровление и забыли о возможности радоваться простым вещам и праздникам. Таким образом, для детей — это радостная игра, которая отвлечет их от проблем, болезни, а для взрослых — повод вспомнить прошлое, детство, участвуя в интересных конкурсах.

Аниматоры не позволяют тяжелобольным ощущать себя «выкинутыми» за пределы повседневной жизни за стенами хосписа, не быть изолированными от общества и радостей жизни.

Сказкотерапия

Сказкотерапия — универсальный метод. В сказке больной проявляет свои архетипы и установки

Сказкотерапия реализуется путем встраивания пациента в так называемую сказочную реальность, при этом тяжелобольные примеряют на себя роли основных действующих персонажей волшебного мира. Перед ними ставятся задачи, требующие разрешения, по мере проживания в сказочном мире, больные дают ответы на стоящие перед ними вопросы и предлагают пути выхода из различных ситуаций. Таким образом, тяжелобольные люди в какой-то степени теряют связь с объективной реальностью, что позволяет им стать частью новой, где существующие проблемы и вопросы, связанные с болезнью и скорой смертью, приобретают характер далекий от суровой действительности.

Например, волонтер может создать группу из нескольких тяжелобольных людей с целью проведения сказкотерапии. В качестве произведения – сценария может быть выбрана сказка «О нежных Теплышках», суть которой сводится к существованию неких теплых комочков, несущих людям добро и защиту от болезней. На основе этой сказки больные сами принимают на себя роль творцов таких существ и дарят их друг другу с целью помочь справиться со страхами, связанными с болезнью. В дополнение к воспроизведению сценария волонтер может предложить больным визуализировать и нарисовать метафорический образ добра, представленный в произведении. Таким образом, каждый тяжелобольной сможет обозначить свои потребности путем воспроизведения их в образах, что способствует выявлению бессознательных страхов и желаний.

На основе анализа научной литературы, посвященной изучению данной терапии, в частности таких работ, как «Там, на неведомых дорожках…. Из практики сказкотерапии» (Пономарева В. И.) и «Планета чудес. Развивающая сказкотерапия для детей» (Капская А.Ю., Мирончик Т.Л.) можно сделать вывод о её благоприятном воздействии на больных в условиях паллиативных учреждений. Путем проведения данной терапии больные получают возможность сплотиться, найти общий язык, что благоприятно сказывается на их психоэмоциональном состоянии и эффективности адаптации. Последнее делает применение сказкотерапии особенно актуальным именно в сфере социальной работы.

После прослушивания сказки можно предложить такой метод как «Рисование сказки». Данная методика позволяет не только нарисовать, но и слепить фигурку, например, из пластилина или представить произведение в виде аппликации. Качество изображения не имеет значения, так как в процессе его создания тяжелобольной может испытывать стресс или сильные чувства, связанные с болезнью или отношениями с окружающими людьми, поэтому поделка может приобретать облик чудовища (олицетворение с болезнью) или состоять только из темных цветов. Однако новый рисунок на тему той же сказки может быть уже более спокойным, больные могут использовать уже более светлые краски. Следовательно, в процессе создания рисунков, аппликаций, фигурок из пластилина тяжелобольной может выразить свое волнение, чувства и мысли, тем самым освобождаясь от беспокойства или другого эмоционального состояния, которое тревожило, не давало покоя, мешало налаживать контакт с другими людьми. Данный метод также в процессе работы дает тяжелобольному ребенку или взрослому возможность уйти от жестокой реальности хоть и на короткое время.

Особое значение играют «клиентские сказки», т. к. в содержании сказки можно рассмотреть, чем сейчас живет больной, какие у него переживания. «Клиентская» терапия может быть психодиагностической, психокоррекционной и прогностической.

Также стоит остановиться на одном из ключевых методов сказкотерапии – изготовление кукол. В данной методике непосредственно важен сам процесс создания. Он подходит для воздействия на детей старшего возраста – 10-12 лет и взрослых, так как изготовление кукол требует определенного уровня развития моторики и некоторых навыков ручного манипулирования предметами.

В научных трудах Гребенщиковой Л. Г. можно выделить основные характеристики сказкотерапии с использованием кукол. Так любое изготовление куклы, по мнению исследователя – это своего рода медитация, так как в процессе шитья куклы происходит изменение личности. При этом у больных развивается мелкая моторика рук, воображение, способность к концентрации. В процессе изготовления куклы у больных происходит включение механизмов проекции, процесса, предполагающего перенос внутренних переживаний и ожиданий на предметы объективной действительности, идентификации, то есть осознание себя частью общности, или замещения, как механизма протекания защитных процессов, что и позволяет добиться снижения негативных реакций тяжелобольного человека или ребенка. Процесс изготовления кукол, манипулирование ими приводит к осознанию трудностей, размышлениям над ними и тем самым поиск выхода из сложившейся ситуации, например, связанной с затруднениями в общении с окружающими. Тяжелобольной может олицетворять себя с куклой и с помощью нее показать свои переживания, которые напрямую он сказать не может. На протяжении реализации сказкотерапии волонтер выступает в роли не только координатора действий, социально-психологического стабилизатора, но и в особенной, специфической роли доброго друга, наставника и в какой-то мере волшебника.

Заслуживает внимания ещё один метод сказкотерапии – песочная терапия. Песочная терапия, которая сочетает в себе невербальное самовыражение (процесс формирования сказочной истории из песка) и вербальную (словесную) интерпретацию (непосредственный рассказ своего произведения), позволяет тяжелобольному человеку или ребенку обращаться к самому себе, то есть к своему внутреннему «Я». Находить ответы на многие вопросы, которые к этому периоду становятся особенно актуальными для тяжелобольных (о своём месте в жизни окружающих; вопросы, связанные с пережитым опытом; так как формируется багаж переживаний от взаимодействия с окружающими позитивного, и негативного характера), а также повышает коммуникативные возможности и развивает моторику, тактильную чувствительность больного.

По мере реализации всех методов сказкотерапии, тяжелобольной разрешает свои внутренние противоречия, формирует более позитивную Я-концепцию, когда снимается напряжение, на смену ему приходит чувство безопасности и, как следствие, появляется возможность свободного самовыражения. Более того, нельзя игнорировать воспитательное воздействие сказкотерапии. Больной при любых обстоятельствах, в том числе, в ситуации неизлечимого заболевания, остается личностью, нуждающейся в социализации и адаптации к условиям внешнего мира.

С этой позиции значение сказкотерапия сводится к следующим позитивным эффектам:

● больной становится более ответственным, так как «проживание» сказочных ситуаций направлено на формирование чувства ответственности, не только личной, но и коллективной, социальной;

● тяжелобольные подопечные начинают гораздо лучше управлять собой, своими эмоциями, принимают себя, идентифицируют себя как часть коллектива;

● больные учатся принимать решения, делать выбор (здесь важно отметить полярность, присущую сказочным историям, метафорическое обозначение добра и зла и ситуации, в которых необходимо принять решение для дальнейшего продвижения внутри сказочной реальности, понуждают тяжелобольного человека или ребенка сделать выбор, разумеется, в пользу социально одобряемых, позитивных решений).

Игротерапия — технология работы с игрушками, где место ведущего занимает волонтер, а роль группы «берут» на себя игрушки, которые включают в себя любые предметы и мелочи. Для применения метода используются краски, пластилин, карандаши, кубики, головоломки, конструкторы, книги с картинками и др.

В качестве примера одного из занятий можно привести следующий (Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной помощи. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Издательство «Проспект», 2018. — 108 с.: ил.)

Цель занятия: Развитие коммуникативных навыков, общей и мелкой моторики, тактильности, стимуляция движений глаз и головы, соотнесение действий руки и глаз, выполнение различных команд. Важно! Во время занятия мы постоянно разговариваем с ребенком, обозначая все свои действия. Что делаем во время занятия?

1. Здороваемся. Гладим каждую руку, каждый пальчик. Играем в пальчиковые игры: «Этот пальчик в лес пошел…», «Шла ворона через поле», «Замок». Далее — «Ладушки», но перед ними — разминка: руки вверх, в стороны, вперед, вниз. Иначе руки будут зажаты, и мы не сможем ни «крылышками помахать», ни на «головку сесть». Пока «ладушки» сидят на голове, совершаем пальчиками пациента легкий массаж, поглаживая волосы.

2. Гладим ладошкой пациента по его телу, сначала правой рукой, затем левой. Гладим руки, щеки, уши, нос, называя части тела. Ощупываем границы тела — «берем себя в руки». Совершаем перекрестные движения: правой рукой дотрагиваемся до левой щеки, левого уха, плеча и т. д.

3. Далее в ладонь пациента вкладываем по очереди различные массажеры: массажный колючий мячик, сухую мочалку, мягкую губку, кедровую шишку. Теперь проделываем предыдущие упражнения, но уже с помощью различных массажеров. Важно, что каждый массажер, каждый новый предмет мы обязательно сначала рассматриваем, перекладываем из одной руки пациента в другую, добиваясь того, чтобы девочка отслеживала взглядом это действие по команде «Посмотри!», и при этом сжимая ладонью пациента рассматриваемый предмет.

4. Играем с ножками. Сначала массируем их, проводим пальчиковые игры. Далее, как и с руками, начинаем перекрестные движения: дотрагиваемся сначала до левой ступни, потом до правой коленки и т. д. Подключаем верхнюю половину тела. Например, дотрагиваемся до левой коленки и до правого локтя. Все эти действия с ножками повторяем потом с помощью различных массажеров.

5. Упражнения с массажными ковриками различной фактуры. Сначала пациент гладит руками коврики, изучая их фактуру, потом его ладонями отстукиваем по коврикам различные ритмы, в конце просим девочку стучать по подражанию. Далее массируем ковриками ступни ног, имитируя хождение.

6. Упражнения на зрительную и слуховую стимуляции. Игры с музыкальными и светящимися игрушками. Игрушка «Поющий поросенок». Рассматриваем игрушку. Ищем нос, глаза у поросенка, потом — у пациента. Вкладываем игрушку в руку. Включаем песенку. Предлагаем отслеживать перемещение поросенка в ее поле зрения с опорой на слух. Отрабатываем команду «Послушай!».

Игрушка «Музыкальная шкатулка». Сначала слушаем музыку, следим за перемещением шкатулки глазами, потом изучаем ее содержимое — маленькие массажные мячики.

«Светящийся цветок»: даем в руку и предлагаем следить за ним глазами, отрабатывая команду «Посмотри!». Стремимся к тому, чтобы подопечный старался поворачивать голову в сторону источника света.

Если вас заинтересовала эта тема более подробно вы можете ознакомиться с ней в методическом пособии Психологическая поддержка и игротерапия в детской паллиативной помощи. — 2-е изд., доп. и испр. — М.: Издательство «Проспект», 2018. — 108 с.: ил., которое расположено на официальном сайте Благотворительного фонда паллиативной помощи «Пеликан».

Pet-терапия

Pet-терапия, то есть, взаимодействие пациентов с животными — важная часть паллиативной помощи. Такой вид терапии помогает снизить стресс, улучшить мобильность пациентов и даже облегчить боль. Сейчас в паллиативном отделении ГКБ № 5 создан зоо-уголок, где есть аквариум с рыбками, различные мелкие животные — шиншилы, морские свинки, черепаха и т. д.

Главная цель паллиативной медицины — обеспечить тяжелобольным пациентам высокое качество жизни и подарить им приятные впечатления. Волонтеры Благотворительного фонда «Пеликан» проводят с пациентами паллиативного отделения занятия по зоо-терапии.

Доказано, что терапия с животными помогает снять тревогу и беспокойство и даже облегчить боль, а также способствует тому, чтобы пациенты больше двигались. Основные условия Pet-терапии — чтобы у пациентов не было аллергии на животных, чтобы они были открыты к взаимодействию с ними и заранее дали на это согласие. Животные тоже должны чувствовать себя комфортно — это залог успешной терапии.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *