1. Наблюдение за пациентом во время первоначального контакта:
войдя в палату пациента, осмотритесь вокруг – ничего не делайте, не говорите. Постойте, понаблюдайте и послушайте в течение минуты.
Что вы видите?
Что делает пациент?
Во что пациент одет?
Получает ли пациент лечение (процедуру) или готовится к ней?
Невербальное поведение пациента (выражение лица, мимика, открытая или закрытая поза, характер движений, жесты) Что вы слышите?
Какие звуки присутствуют в окружении пациента? Их интенсивность?
Речь пациента (громкость голоса, темп, четкость, эмоциональная окраска).
Насколько пациент расположен говорить? Многословен он или нет?
Направленность речи пациента (о чем и как он говорит). Что вы чувствуете?
Что вы чувствуете, заходя в палату? Какие эмоции у вас возникают? О чем вы думаете?
Комфортна ли температура воздуха в палате, освещение?
Удобно ли перемещаться по палате? Доступны ли предметы первой необходимости пациенту?
Присутствуют ли посторонние запахи, звуки?
Замечаете ли что-то необычное (реакции пациента, его внешний вид, предметы обстановки)? Задайте себе вопрос:Что мне еще необходимо принять во внимание?
2. Оцените свое эмоциональное состояние:
Готов(а) ли я начать работать с пациентом?
Если да, то как?
Если нет, то каким образом можно гармонизировать свое состояние?
3. Определите приоритеты:
Что необходимо сделать в первую очередь?
Определите цель своего визита.
4. Установление контакта с пациентом:
Убедитесь, что пациент может вас хорошо видеть и слышать.
Обратитесь к пациенту по имени.
Представьтесь.
Объясните цель своего визита и получите согласие пациента на работу с ним. Если пациент не дает согласия сейчас, то спросите, когда он будет готов продолжить работу с вами?
5. Вопросы, позволяющие оценить комфорт пациента:
Как вы себя чувствуете?
Комфортно ли вам?
Удобно ли вы расположились в палате?
Что вас беспокоит? Будьте внимательны к тому, как пациент рассказывает о своих ощущениях (эмоциональные реакции).
6. Оценка удовлетворенности потребностей пациента (от 0 до 10 баллов):
Насколько удовлетворены потребности пациента всех уровней (снизу вверх по пирамиде А. Маслоу)?
Наличие ресурсов для удовлетворения потребностей (как внешних, так и ресурсов самого пациента).
Какой тип комфорта возможен для удовлетворения каждой потребности (облегчение, утешение, трансцендентность)?
7. Завершение первичной беседы:
Подведите итоги совместно с пациентом.
Убедитесь, что правильно поняли его актуальные потребности («Правильно ли я понял(а), что, прежде всего, вы нуждаетесь в …?).
Расставьте приоритеты, спланируйте работу по достижению комфорта пациента.
Выйдя из палаты, оцените свое эмоциональное состояние.
8. Вмешательства:
Создание условий для удовлетворения актуальных потребностей пациента снизу вверх по пирамиде А. Маслоу:
Оценка актуальных потребностей и доступных ресурсов,
Определение типа комфорта
Планирование совместно с пациентом вмешательств по достижению комфорта,
Реализация. Достижение комфорта позволяет значительно улучшить качество жизни даже самых тяжелых пациентов, а, следовательно, сделать лечебный процесс более эффективным, что, в свою очередь, позволяет самим медработникам чувствовать большую удовлетворенность от своей работы.